Get Adobe Flash player

Рыбальский остров: плацдарм для "Сити"

Проект бизнес-городка пока заморожен
Люди здесь по-прежнему живут в общагах и бараках...

Чтобы побывать в настоящем рабочем квартале, необязательно ехать на Донбасс. Огромные заводские корпуса, а через дорогу "хрущевские" общежития и бараки 1950-х годов – таковы сегодняшние пейзажи Рыбальского. Но город все больше вторгается в этот индустриальный анклав: ведется строительство Подольско-Воскресенского моста с линией метрополитена, дороги с Подола на Оболонь. Но, похоже, в развитии острова заинтересованы не все: часть нынешних обитателей фактически заблокировали создание здесь делового центра. Тормозится и строительство моста: строящийся участок упирается в воинскую часть пограничников и общежитие, которое отселят не раньше лета.
Рыбальский полуостров, который часто называют просто островом, междуречье Днепра и Почайны, оправдывает свое наименование: в старину здесь возникло поселение Рыбалки, известное своим рыбацким рынком на весь Киев. Княгиня Ольга сравнивала гавань в устье Почайны с заливом Золотой рог в Константинополе, где стоит храм Святой Софии – главная святыня православия.
На рубеже XIX-XX веков, когда Киев бурно развивался, по проекту ученого-гидротехника Николая Максимовича киевская гавань превратилась в один из крупнейших в Европе речпортов, рассчитанный на 600 судов. Берега подняли, построили судоверфи, склады. На волне индустриализации в 1926–1930 годах построили мощную электростанцию КРЭС (сейчас – ТЭЦ-2). Собственно, из-за нее и названа единственная улица полуострова – Электриков.
В рабочем квартале
Преобразился Рыбальский в 1960-х: перестроена гавань, восстановлены верфи "Ленинской кузни". В 1963 году по проекту инженера Владимира Кириенко построили вантовый мост через гавань, а 1967 году рядом, на "входе в остров", установили корабль-памятник монитор "Железняков". Его построили в 1936 году на "Ленкузне", там же и восстановили. Теперь здесь расположен единственный на Рыбальском сквер.
Ныне район пришел в упадок: жилье изношено, а из инфраструктуры – гастроном, почта и вечные мусорники. Вантовый мост стал пешеходным, движение автотранспорта по нему запретили – не выдерживает нагрузок. Теперь сюда с Подола добраться подчас быстрее пешком, чем на единственном маршруте автобуса №53. А насыпь железной дороги отделяет Рыбальский от торговой Петровки, как китайская стена: сразу за ней начинаются огромные торговые центры Московского проспекта.
"Остров" против "Манхеттена"
Унылые заводские корпуса, общаги и бараки – таков сейчас пейзаж на Рыбальском. И в 2005 году был представлен проект полной реконструкции полуострова: здесь предполагалось разместить "киевский Манхеттен" – деловой центр с высотными офисными зданиями.
Но если "Ленкузня", которая занимает половину полуострова, была готова к переезду, то другие отнеслись к этой идее иначе. Проблемы возникли с переселением штаб-квартиры военной разведки, известной как "остров", по аналогии с "аквариумом" союзного ГРУ. Вместо договоренности и компенсации переезда инвесторами (а переезд тогда оценивался в 20 млн гривен – сумма смешная по сравнению с предполагаемыми миллиардными инвестициями в строительство) начались усиленные разговоры об объединении служб разведки: внешней и военной.
Были ли они вызваны только вопросом переселения "островитян", или же еще и вопросами чисто политическими, однако в конечном итоге противостояние ударило именно по проекту "Киев-сити". В июле 2006 года мэрия отменила ряд ранее объявленных инвестиционных конкурсов, среди которых оказался и бизнес-городок на Рыбальском: "строительство этих объектов признано нецелесообразным". Но о причинах этой самой "нецелесообразности" так и не сказали.
Город страдает от "столичности"
Подобный форс-мажор стал неожиданостью не только для инвесторов, но и для города. Ведь потребность в офисных площадях никуда не девается, а только растет. Но вместо того, чтобы построить "сити", офисные центры втискивают в уже сформировавшиеся районы. А это может окончательно разрушить инфраструктуру, в первую очередь, транспортную. И, конечно, вызывает недовольство и протесты киевлян.
Деловые центры требуют уйму энергии, подъездных путей, паркингов. В ведущих городах мира эти проблемы решаются созданием обособленных бизнес-городков: со своими вокзалами, линиями метро, электростанциями. В этом плане Рыбальский почти идеален: здесь должен пройти Подольский мост, линия метро, открыться шестиполосная подольско-оболонская дорога. На железнодорожной станции "Петровка" есть возможность оборудовать вокзал, который будет востребован, в отличие от пустынных "Караваевых дач". Если все эти планы будут реализованы, то "Киев-сити" на Рыбальском стал бы решением проблем для всего города.
А пока крайними в конечном итоге оказались тысячи людей, живущих в общагах и бараках, которые десятилетиями ждут переселения. И город, которому необходим деловой центр: Киев продолжает страдать от своей "столичности".
В пресс-службе "Укрпроминвестгруппы" "Газете..." сообщили, что презентация 2005 года была преждевременной, сейчас проект в стадии разработки, решаются вопросы с оформлением, а реализация начнется не раньше, чем через три года.